Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Франчайзинг: зависимость или гарантия успеха бизнеса?
Иностранные бизнес-термины уже давно вошли в наш обиход. Одно из самых часто употребляемых на сегодня понятий – «франшиза». Однако, несмотря на его популярность, далеко не всем известна суть соответствующего явления. В этой статье будет дано определение термина «франшиза» и непосредственно связанного с ним понятия «франчайзинг», а также описаны сильные и слабые стороны той формы деловых взаимоотношений, которую они описывают.
Франчайзинг – это соглашение, одна сторона которого предоставляет право вести бизнес другой стороне, получая при этом определенную плату (роялти). Передающая сторона – франчайзер, принимающая – франчайзи. Объект такого соглашения получил название «франшиза» и представляет собой комплекс благ, которые необходимы для того, чтобы создать бизнес и вести его. Это, в частности, товарный знак, технологии, секреты производства и знак обслуживания. Другими словами, договор франчайзинга предусматривает передачу схемы налаженного бизнеса. Приобретая франшизу, одна сторона соглашения получает право выступать на рынке под именем другой стороны. Отечественный Гражданский кодекс называет такие правоотношения договором коммерческой концессии. При его заключении требуется государственная регистрация.
В качестве примера известной франшизы можно привести MCdonald’s. Около 75 процентов ресторанов, работающих под этим брендом, не принадлежат компании, а работают по договору франчайзинга.
Преимущества франчайзинга как формы ведения бизнеса
Определенные выгоды от сотрудничества по договору франчайзинга имеют обе стороны. Франчайзер отдает в пользование свою бизнес-модель и постоянно получает за это прибыль. Кроме того, его сеть расширяется, продажи увеличиваются, и при этом не нужно тратить на это собственные средства и решать многочисленные ежедневные проблемы, связанные с ведением бизнеса.
Франчайзи, покупая право вести бизнес от имени известного бренда по договору франчайзинга, получает массу преимуществ. А именно:
-
Самостоятельность
По всем вопросам юридического и экономического характера, которые четко не зафиксированы в договоре, франчайзи может действовать абсолютно самостоятельно. Он может, к примеру, на свое усмотрение размещать бизнес и выбирать партнеров. -
Экономия
Несмотря на то, что покупка франшизы требует материальных затрат, и немалых, они полностью окупаются благодаря тому, что, начиная работать под чужим раскрученным брендом, не нужно тратить ни средства, ни время на изучение целевой аудитории и рекламу. Хозяин бренда уже позаботился об этом. Кроме того, можно сэкономить на услугах дизайнера, поскольку упаковка товара, форма сотрудников и интерьер уже разработаны. Кроме того, в большинстве случаев об обеспечении франчайзи сырьем заботится продавец франшизы, что позволяет сэкономить время на поиски поставщиков. -
Доступ к ценной информации
Самое важное, что можно получить при покупке франшизы – это интеллектуальная составляющая бизнеса. Франчайзи получает советы по созданию и развитию компании, новые разработки и другую ценную информацию. -
Проект любой сложности при минимальных знаниях
От реализации идеи открыть собственную компанию многие отказываются из-за отсутствия или недостатка знаний и навыков. Благодаря договору франчайзинга можно стать обладателем бизнеса любой сложности и успешно развивать его, даже не обладая большим багажом знаний. -
Гарантированный успех бизнеса
При запуске на рынок нового продукта всегда есть опасность не иметь успеха у потребителей. Если же купить франшизу популярного бренда, можно не беспокоиться о популяризации бизнеса, поскольку приток клиентов гарантирован.
К чему нужно быть готовым, покупая франшизу?
Несмотря на наличие неоспоримых преимуществ такой формы ведения бизнеса, как франчайзинг, существует ряд рисков.
По договору предусматривается выплата собственнику бренда вознаграждения (роялти). Если оно установлено в процентах от выручки, а бизнес у франчайзи будет работать эффективно, затраты могут быть очень высокими.
Покупая право работать под именем серьезного бренда, популярность которого приобрела мировые масштабы, можно не беспокоиться об успехе дела. Если же купить франшизу не очень надежной компании, у которой бизнес не достаточно хорошо отлажен, можно понести серьезные убытки.
Собственник компании, предоставляющей право вести бизнес от своего имени, имеет ряд преимуществ перед покупателем франшизы. Он может диктовать условия сотрудничества и предусмотреть в договоре выгодные для себя основания для прекращения его действия. Кроме того, не исключена ликвидация бизнеса или его реорганизация, что в большинстве случаев приводит к прекращению деятельности компании, открытой по франшизе.