Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 
 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Финансы и Кредиты

Недвижимость и право

Налоговые штрафы 2014

Вступившие в силу с 01.01.2014 года поправки к Налоговому Кодексу относительно штрафных санкций, к сожалению, все, как одна, не в пользу налогоплательщиков. 16 статья НК осталась без изменений, но больше стало ситуаций, которые подлежат штрафам, а также увеличился список потенциальных нарушителей.

 

Новая редакция статей Налогового Кодекса, в которых установлена ответственность за то, что не являлось ранее нарушением или предусмотрено увеличение суммы штрафа, должна применяться только к тем налогоплательщикам, кто совершит правонарушение с 01.01.2014 года. Если выявленное нарушение датируется прошлым, 2013 годом, оно не является налоговым правонарушением и не должно облагаться штрафными санкциями.

Согласно первой поправки, налоговые органы будут иметь право налагать штраф за нарушение сроков подачи деклараций о доходах не только тех лиц, которые платят соответствующие налоги, но и тех, кто обязан подавать декларации согласно требований НК. Особенно может пострадать от этой поправки группа спецрежимников, которые выставив покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС или оплатив аренду государственного имущества, не подадут декларацию по НДС.

Законодатель не особенно утруждал себя, внося данную поправку в НК. Изменение новой редакции в ст. 119, п.1 заключается в том, что из первого абзаца убрано слово «налогоплательщиком». Это одно слово позволило Президиуму ВАС в 2007 году в Постановлении №4544/07 утверждать, что если гражданином не представлена декларация по конкретному налогу, плательщиком которого он не является, то штраф в таком случае не налагается. Судебная практика с 2007 года придерживалась этой позиции. С нового года за подобное нарушение будут налагаться штрафные санкции.

Не радует и новая формулировка ст. 119, п.1, поскольку развязывает руки ФНС в сторону увеличения штрафных санкций. Согласно старой редакции у налогоплательщика был шанс получить минимальный штраф в случае несвоевременной сдачи декларации или просроченного срока уплаты налога. Важно было успеть погасить задолженность до того, как ИФСН вынесет решение о привлечении к ответственности. По старой редакции исчисление суммы штрафа исходило от суммы неуплаченного налога, который нужно было оплатить по декларации, которая подана с нарушением срока подачи. Таким образом, если к моменту вынесения решения ИФСН о привлечении к ответственности налог уже полностью уплачен, то и возможности просчитать сумму штрафа за нарушение установленных сроков подачи декларации, уже нет. Новая редакция хорошо бьет по карману слишком забывчивых налогоплательщиков. Вердикт новой редакции таков: штраф будет исчисляться от суммы неуплаченного в законные сроки налога.

Рассмотрим на примере расчет суммы штрафных санкций за пропущенные сроки сдачи декларации.

Организация ХХХ сдала по итогам года декларацию по налогу на прибыль 29.04.2014 г. Оплата в бюджет налога была произведена также 29.04.2014 г., по данной декларации сумма налога составила 2 000 000 рублей.

Срок с 29.03.2014 по 29.04.2014 г. г. считается просрочкой и составляет 31 день: один полный и один неполный месяц. Сравним сумму штрафа по старой и по новой редакции:

  • расчет суммы штрафа по критериям 2013 года – 1000 рублей
  • расчет суммы штрафа по критериям 2014 года – 200 000 рублей по формуле: 2 000 000 Х 5% Х 2

Стоит упомянуть еще две проблемы, связанные со ст. 119 НК, которые были разрешены Пленумом ВАС в Постановлении № 57.

Во-первых, ФНС по каким-то соображениям была уверена, что минимальный штраф согласно спорной статьи в сумме 1000 рублей даже при наличии смягчающих обстоятельств никаким образом не может быть уменьшен. ВАС категорически не согласился с данным утверждением, и налоговикам пришлось смириться с обратным.

Во-вторых, Постановлением Президиума № 3299/10 ВАС три года назад вынес вердикт, что декларация на прибыль так называемой упрощенной формы – это не расчет авансового платежа, как считали налоговики, а именно декларация. Суд аргументировал свое решение тем, что если в ст. 289 НК законодатель прописал название документа – декларация, значит, так он и должен называться.

Таким образом, лица, вовремя не отчитавшиеся по налогу на прибыль, штрафовались по ст. 119 НК. Три года – достаточный срок для размышлений, ВАС повторно рассмотрел первую часть Кодекса, где четко разграничены налог и авансовый платеж, декларация и расчет авансового платежа. Судьи сделали обратный вывод: расчет авансовых платежей остается расчетом, несмотря на иное название во второй части НК, поэтому налагать штраф за просрочку по ст. 119 НК невозможно.

Но это не означает, что можно расслабиться и не спешить сдавать по налогу на прибыль расчет авансовых платежей, потому что штраф накладываться не будет. Существует еще один механизм наказания: п. 1 ст. 126 НК, но это уже совсем другая, в 5 раз меньшая, сумма штрафа, она составляет 200 рублей.

Еще одно изменение значительно увеличит поступления в бюджет в виде штрафов. Это касается субъектов, грубо нарушающих правила учета доходов и расходов предприятия. Для этого пришлось очень «потрудиться» и исключить из п. 1 ст. 120 НК слово «организацией», а последний абзац уменьшить на 1 слово: «налогоплательщика». Итог: ряды штрафуемых пополнили предприниматели и налоговые агенты (раньше в этом списке были только организации и налогоплательщики). Таким образом, предприниматель, нанявший лишь 1 работника, при этом не имеющий налогового регистра, может быть оштрафован на 10 000 рублей.

Таким же штрафом можно «обрадовать» любую организацию, которая не захочет по каким-то причинам отразить в налоговом регистре НДФЛ, скажем, выданную материальную помощь или денежное поощрение. Штраф в подобных ситуациях, даже если НДФЛ рассчитан правильно и удержан, будет наложен. И это исходя из того, что регистр существует для контроля за правильным начислением и удержанием налога. А вот налоговым агентам штраф может быть предъявлен только по п. 1 и по п. 2 ст. 120 НК, так как нарушение, прописанное в п. 3 данной статьи они не могут совершить.

Если налоговый агент неправильно отражает начисления в налоговых или бухгалтерских регистрах в пользу налогоплательщика, это может, естественно, привести к существенному занижению налоговой базы. В таком случае штрафные санкции считаются от суммы налога, который не был уплачен. При этом налоговым агентом налог не платится, он только перечисляет его. Исходя их этого, налогового агента, допустившего нарушения в виде неправильного расчета по предприятию налоговой базы, что привело к исчислению заниженной суммы налога, можно оштрафовать только лишь по ст. 123 НК. Даже если существующие нарушения правил учета были очень грубыми и привели к значительному занижению базы, потому что только ст. 123 Кодекса регламентирует ответственность за нарушения, связанные не перечислением налогов.

См. также:
 
 
 
1 1 1 1 1 Rating 5.00 (1 Vote)
Понравилась статья? Расскажите о ней своим друзьям