Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 
 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Финансы и Кредиты

Недвижимость и право

Работа компаний с самозанятыми: преимущества и недостатки

Начиная с июля 2020 года, жители почти восьмидесяти российских регионов могут работать с уплатой налога на профессиональный доход (НПД). И компании сегодня нередко сотрудничают с такими самозанятыми, а не заключают разовые сделки на оказание определенных услуг или проведение работ, как это делалось раньше. При выборе такой схемы привлечения рабочей силы работодатель получает определенные преимущества, но при этом есть и ряд недостатков.

Плюсы

Прежде всего, выгоднее работать с самозанятыми, а не по гражданско-правовым договорам. Работодателю не приходится начислять взносы в Пенсионный фонд и на социальное страхование, что позволяет сэкономить. Не нужно также заниматься удержанием подоходного налога и готовить отчетность по нему.

Для исполнителя работ также есть выгода. Он получает более высокое вознаграждение за счет того, что не платится НДФЛ, а это 13% от заработка. Ему нужно платить только налог на профессиональный доход по ставке 6%.

Минусы

В законодательстве пока не урегулированы вопросы сотрудничества с самозанятыми, и нередко приходится сталкиваться с противоречиями. Например, если работы выполнены в одном отчетном периоде (квартале), а оплата проведена в другом, возникает вопрос, в каком из них компания может уменьшить базу налогообложения на сумму таких расходов. В законодательстве нет четкого ответа.

Закон № 422 от 27 ноября 2018 года, которым введен НПД, предусматривает, что при работе с самозанятым для учета уменьшения налогооблагаемой суммы прибыли нужен оформленный исполнителем (подрядчиком) чек. Без него нельзя отнести к расходам результат оказанных им услуг или выполненных работ.

Но по Налоговому кодексу расходы признаются уменьшающими базу налогообложения в отчетном периоде, к которому имеют непосредственное отношение, и при этом неважно, когда выплачены средства. Кроме того, датой оказания самозанятым услуг или выполнения работ при включении их заказчиком в расходы считается дата составления акта приема-передачи.

Если принимать во внимания только нормы закона № 422, то в описанной выше ситуации затраты на оплату работы самозанятого должны относиться к расходам только в том отчетном периоде (квартале), в котором проведена фактическая оплата. Закон, таким образом, регламентируя один вид налога для одной группы налогоплательщиков, а именно НПД для самозанятых, одновременно дает расширенное толкование норм Налогового кодекса, регулирующих другой налог для других плательщиков.

Как справиться с противоречиями?

ФНС в своем письме от 20 февраля 2019 года о применении НПД отметила, что необходимо учитывать не только выданный самозанятым чек, но и другие документы (договор, акт приема-передачи и т.п.). По мнению налоговиков, акт играет роль подтверждения даты или периода проведения работ (оказания услуги), необходимого при осуществлении налогового учета затрат заказчика. Хотя ситуация неоднозначная. Если самозанятый выписывает чек, получая предоплату, и при начислении вознаграждения, заказчик еще не может отнести их к своим расходам. Нужен акт, который подтвердит оказание услуги (выполнение работ).

По этому вопросу пока не наработана арбитражная практика, но уже сейчас можно сделать вывод о том, что в рассматриваемой ситуации следует действовать так же, как при получении счета-фактуры или первичных документов по завершении налогового (отчетного) периода, но до наступления срока подачи отчетности по налогам. В последнее время было множество ведомственных разъяснений по этому поводу, поэтому перечислять их нет смысла. Рассмотрим только, о чем идет речь в этих документах.

Если дата выдачи счета-фактуры или первичного документа приходится на следующий налоговый (отчетный) период, но он имеет отношение к тому, за который еще не прошел срок подачи декларации, у компании есть все основания для того, чтобы принять сумму, указанную в таком документе, к вычету (отнести к расходам) при подготовке налоговой отчетности.

По тому же принципу, если самозанятый выдал чек до 28 июля, компания, с которой он сотрудничает, имеет все основания для отнесения указанной в этом документе суммы к расходам, указанным в декларации за I полугодие, до 28 октября – за 9 месяцев, до 28 марта – за год и до 28 апреля – за I квартал, на основании акта. При получении чека позже не стоит рисковать, лучше отчитаться в следующем налоговом периоде.

В аналогичной ситуации оказываются налогоплательщики, которые сотрудничают с компаниями и частными предпринимателями, работающими на УСН, при уплате налога на прибыль.

Начисление дохода, полученного за оказанные услуги или выполненные работы, такой «упрощенец» проводит после того, как получит оплату. А заказчик показывает расходы в соответствии с актом приема-передачи, подписанным с исполнителем, независимо от того, оплатил он услуги (работы) или нет.

При этом налоговая служба не видит противоречий в том, что у одной стороны есть расходы, а вторая еще не получила доход, и проблем не возникает. Учитываются отличия в режимах налогообложения, правилах отражения расходов и доходов по разным налогам. Можно предположить, что претензий от ФНС не будет и в описанной нами ситуации. Хотя полностью исключать такую возможность нельзя.

См. также:

1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)
Понравилась статья? Расскажите о ней своим друзьям