Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Влияние факторов поведения пользователей на ранжирование «Яндекса»
Поисковая машина, какая бы она ни была усовершенствованная, это все-таки робот, но результаты поиска она должна показывать такие, какие отобрал бы сам человек. Имитация человеческого участия в работе поисковых систем является одним из основных и самых нужных путей выстраивания ранжирования. В поисковой системе «Яндекс» для этого применяются две схемы:
- Способ машинного обучения под названием MatrixNet. Для этого используется результаты работы асессоров – представителей компании, которые «вручную» производят оценку страницы по определенным критериям и собственному мнению.
- Определение поведения пользователей и их действий.
Возникает вопрос: как «Яндекс» получает данные о поведении посетителей и действии пользователей на сайте? Работники компании не намерены разглашать своих секретов, однако три способа все же известны:
- Сбор информации с выдачи поисковых результатов. Это дает данные о частоте кликов по сниппету. И вполне понятно, что если кликов происходит больше по ресурсу, который находится на нижних позициях выдачи, то этот сайт больше соответствует запросам пользователей, и, следовательно, он должен быть перемещен в выдаче результатов выше. На релевантность сайта указывают также возвраты к поисковой выдаче при помощи стрелки браузера «назад». Если с сайта большой процент возвращения на исходную страницу, значит, он не отвечает ожиданиям пользователей – то есть менее релевантный.
- Поисковая система «Яндекс» имеет собственный сервис Яндекс.Метрика. Этот счетчик посещаемости очень неплохо продвигается системой «Яндекс», но и функциональность сервиса тоже на высоком уровне. Как бы там ни было, наивно было бы полагать, что данные сервиса не используются поисковой системой для влияния на ранжирование ресурса, на котором установлена Метрика.
- Надстройка для веб-браузеров Яндекс.Бар. Удобный пользовательский интерфейс, обеспечивающий практически мгновенный доступ ко всем сервисам «Яндекса». «Бар» позволяет получать и просматривать полезную информацию: погода, новости, лента в аккаунтах социальных сетей, курсы валют и наблюдать за другой актуальной и интересующей информацией. Яндекс.Бар, можно сказать, насаждается в своих собственных вариантах браузеров, интернет-коммуникаторах и позиционируется в самой поисковой системе. Уже давно живет мнение, а в последнее время появились и весомые доказательства того, что «Бар» занимается «шпионской» деятельностью. То есть собирает сведения, исследует поведенческие мотивы пользователя и анализирует полученные данные, а затем «сливает» информацию, примерно такого же характера, что и Метрика.
Несомненно, что имея в наличии такие действенные инструменты сбора статистических данных о действиях пользователей, система «Яндекс» может без особых усилий придавать посещаемым сайтам характеристики, используемые после в алгоритме ранжирования.
Объединение страниц по уточняющим запросам
Присутствие на сайте кластера страниц (однородного содержания), продвигаемых по уточняющему перечню вопросов, и системы ссылок, позволяющих «путешествовать» с одной страницы на другую – это дополнительный фактор для поведенческого анализа. Если объединение страниц под уточнения из «Статистики слов» происходит, «Яндекс» видит, что ресурс будет обладать высоким уровнем поведенческих характеристик: число просмотров страницы, продолжительное время нахождения на странице и так далее. Необходимым условием является то, что запросы берутся только в «Статистике слов» в разделе «Что еще искали люди?» В этом разделе слова преобразуются в словоформы исходного запроса после возвращения пользователя на страницу с результатами поиска.
Основные учитываемые факторы поведения
Отрицательным фактором поведения, говорящем о том, что Интернет-ресурс не соответствует искомому запросу, является «отказ». Если посетитель закрывает открытую вкладку браузера или переходит обратно на страницу выдачи после посещения всего одной страницы, то это говорит о том, что он не нашел то, что искал. Однако подобный подход не может считаться окончательно верным, так вполне может возникнуть ситуация, где пользователи находят то, что искали сразу на первой странице. Такими сайтами, к примеру, могут быть сайты-визитки, где информация о компании и контактные данные могут располагаться на первой странице, и пользователю незачем просматривать весь ресурс.
Поисковая машина воспринимает картину ресурса в целом, а не оценивает каждый фактор по отдельности.
Время, которое посетитель провел на сайте - это одна из главных положительных характеристик.
Число страниц, просмотренных пользователем – оценивается примерно также как и проведенное время на сайте.
Первый и последний переход из выдачи результатов, именно такие сайты поисковые роботы принимают за релевантные.
Кроме этих факторов существуют и другие, второстепенные, влияние на которые оказывать бессмысленно.
Советы
- В том случае, если описанные выше показатели для сайта отрицательны, можно попробовать удалить Яндекс.Метрику. Нужные данные можно получать при помощи других сервисов, например, Liveinternet. А после того, как показатели выправятся, Метрику можно вернуть.
- Нужно добиваться сниппета, который в полной мере будет соответствовать содержанию страницы. В случае, если поисковая машина отразила не тот кусок текста, можно переписать его, и тогда при новой индексации сниппет будет заменен.
- Положительное влияние окажет создание комплекса дополняющих материал страниц.
- Необходимо следить за тем, чтобы входная страница оптимизируемого запроса всегда соответствовала запросу пользователя.
- Привлекательный дизайн ресурса, его грамотное содержание и удобный интерфейс могут вызвать достаточную мотивацию пользователей для просмотра нескольких страниц и нахождения на сайте длительного времени.
Учет факторов поведения посетителей на сайте в будущем обещает увеличивать свое значение. И только грамотный, качественный ресурс способен использовать в полной мере эти данные для своего развития, что в последствии не преминет отразить на позициях этого сайта.
См. также: