Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Краткий обзор изменений в гражданском законодательстве
C «01» сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (далее – ФЗ № 99-ФЗ от 05.05.14 г.). Большинство поправок касаются деятельности юридических лиц.
Ни для кого не секрет, что современное российское законодательство динамично развивается, все более совершенствуя свои правовые институты и подстраивая действующие нормы под нынешние правовые реалии. Так, с «01» сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (далее — ФЗ № 99-ФЗ от 05.05.14 г.). Большинство поправок касаются деятельности юридических лиц.
В связи с этим, возникает немало вопросов: какие организационно-правовые формы юридических лиц упраздняются, а какие еще будут существовать на правовом поле? Каким образом и в какие сроки законодатель обязывает предпринимателей внести изменения в учредительные документы? Каким образом теперь оплачивается уставной капитал? И многие другие… В данной статье мы попытаемся осветить наиболее значимые изменения, затрагивающие в той или иной степени деятельность практически всех юридических лиц.
Начать хотелось бы с того, что законодатель предлагает новую классификацию юридических лиц.
Теперь все юридические лица подразделяются на:
- корпоративные (корпорации) — учредители (участники) обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган управления (хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, кооперативы, ТСЖ и другие);
- унитарные — учредители не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства (ГУП, МУП, учреждение и ряд других).
Подобная классификация дает возможность выделить общие черты, характерные для корпорации в целом. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) регламентирует права и обязанности членов любой корпорации, устанавливает общие для всех принципы управления корпорацией и структуру органов управления. Устанавливается также двухсоставная система управления: общее собрание участников корпорации, обладающее исключительной компетенцией по отдельным вопросам, отраженным в ГК РФ (компетенция может быть расширена законом или учредительным документом) и единоличный исполнительный орган. В случаях, предусмотренных законом или уставом корпорации, может быть образован коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет).
Вслед за разделением юридических лиц на корпоративные и унитарные, существует еще одно немаловажное деление — хозяйственные общества в свете новых поправок к ГК подразделяются на публичные и непубличные. В соответствии со ст. 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, признаются непубличными.
Акционерное общество, которое отвечает признакам публичного общества, обязано добавить в фирменное наименование указание на то, что это общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ). О том, что АО является непубличным, в наименовании указывать не нужно. Причем нужно иметь в виду то, что согласно п. 1 ст. 97 ГК РФ АО приобретает право публично размещать акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что общество является публичным.
Однако массовая перерегистрация АО из закрытых и открытых в публичные и непубличные (а тем более реорганизация) в какие-либо жесткие сроки не потребуется — учредительные документы и наименования обществ можно будет привести в соответствие с новыми нормами при первом изменении учредительных документов (как это было при внесении последних масштабных поправок в закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» Федеральным законом № 312-ФЗ). Об этом говорится в пунктах 9 — 11 ФЗ № 99-ФЗ от 05.05.14 г.
Исчезнут такие организационно-правовые формы, как закрытое акционерное общество (далее — ЗАО) и общество с дополнительной общественностью (далее — ОДО), останутся только акционерные общества (публичные и непубличные) и общества с ограниченной ответственностью. Несмотря на то, что с 1 сентября государственная регистрация ЗАО отменена, уже существующие ЗАО смогут вести свою деятельность в прежнем режиме. Положения уставов таких АО будут применяться в части, не противоречащей ГК РФ. Согласно п. 9 ст. 3 ФЗ № 99 от 05.05.14 положения Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. о ЗАО применяются к таким обществам впредь до первого изменения устава закрытого акционерного общества. Общество с дополнительной ответственностью с сентября будет считаться обществом с ограниченной ответственностью.
Уставному капиталу хозяйственного общества теперь посвящена статья 66.2 ГК РФ, согласно которой минимальный размер уставного капитала акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью по-прежнему будет предусмотрен в ФЗ «Об акционерных обществах» и Законе «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Минимальная сумма уставного капитала для ООО составляет 10 000 (десять тысяч) рублей, для публичных обществ — 100 000 (сто тысяч) рублей, для непубличных АО 10 000 (десять тысяч) рублей. Как мы видим — ничего не изменилось. Изменения коснулись способа формирования уставного капитала, минимальный размер которого теперь должен быть внесен только денежными средствами.
Таким образом, если ранее многие учредители вносили вклад в уставной капитал имуществом, допустим ноутбуком, то теперь это станет не возможным. Несмотря на это, за учредителями остается право внести вклад в уставной капитал имуществом, но уже сверх минимального размера уставного капитала. В случае необходимости внесения вклада уставный капитал имуществом (сверх минимального размера), необходимо будет привлечь независимого оценщика. Участники хозяйственного общества лишаются права осуществлять денежную оценку вклада, вносимого имуществом. Каждому учредителю (участнику) необходимо будет обратиться к независимому оценщику для оценки имущества, вносимого в уставный капитал, отдельно.
Изменения коснулись и порядка оплаты уставного капитала. Действующим на сегодняшний день ГК РФ предусмотрено, что если иное не вытекает из ФЗ «Об акционерных обществах» и Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», учредители хозяйственного общества обязаны оплатить не менее трех четвертей его уставного капитала до регистрации общества, а остальную часть уставного капитала — в течение первого года деятельности общества.
При этом согласно Федеральному закону от 05.05.14 № 129-ФЗ была исключена норма, обязывающая учредителей ООО к моменту регистрации общества оплатить не менее 50 процентов уставного капитала. А значит, что теперь при регистрации ООО не нужно будет оплачивать ни половину, ни три четверти уставного капитала и, соответственно, не нужно будет открывать накопительный счет в банке. Однако, уже после регистрации ООО полностью придется оплатить уставной капитал в течение 4 месяцев (ранее — один год). На акционерные общества это правило не распространяется. Поэтому теперь при создании акционерного общества акционеры обязаны будут оплатить три четверти уставного капитала до регистрации акционерного общества.
Следующие изменения коснулись единоличного исполнительного органа в компании. Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.
Также в ст. 65.3 говорится о том, что уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо. Подобная практика широко используется в зарубежных компаниях как «правило двух ключей». Представляется, что для решения наиболее важных и значимых вопросов в жизнедеятельности компании необходимо будет согласование всех исполнительных органов (действуя совместно), в то же время каждый из этих исполнительных органов будет наделен собственной компетенцией для решения тех или иных задач (независимо друг от друга).
Также в учредительном документе необходимо будет четко прописать компетенцию каждого исполнительного органа, ограничив тем самым попытки злоупотребления ими своими полномочиями. Некая аналогия системы «сдержек и противовесов» в законодательстве.
Но есть ли на сегодняшний день реальная необходимость в данной норме?
Однозначного ответа на данный вопрос нет. С одной стороны, положения данной нормы устранят необходимость на момент отсутствия на рабочем месте директора назначить исполняющего обязанности, появляется возможность нескольким лицам действовать от имени компании без доверенности и на основании устава. С другой стороны, в чем необходимость наделять такими полномочиями двух и более лиц, вносить изменения в устав либо изначально предусматривать все исполнительные органы при первичной регистрации, если существует предусмотренный гражданским законодательством институт доверенности?
Генеральный директор, желающий делегировать часть своих полномочий сотруднику, может выдать доверенность, в которой прописываются пределы таких полномочий. В случае необходимости такая доверенность отзывается, заканчивается срок ее действия — все это не вызывает необходимости вносить изменения в учредительные документы. Здесь каждый предприниматель сам волен решать — какой путь выбрать: ограничиться наличием единоличного исполнительного органа или же реализовать нововведение законодателя, и в данном случае внести в учредительные документы необходимые изменения. Главное, чтобы в деятельности компании не возникла ситуация, описанная И. А. Крыловым в басне «Лебедь, рак и щука».
С «01» сентября 2014 года стало возможным признание реорганизации юридического лица недействительной.
Так, законодателем вводится ст. 60.1 ГК РФ, в соответствии с которой по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом, решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным.
Последствия такого признания будут следующими:
- признание судом недействительным решения о реорганизации юридического лица не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом;
- если решение о недействительности реорганизации принято до окончания его реорганизации, в случае если осуществлена государственная регистрация части юридических лиц, подлежащих созданию в результате реорганизации, правопреемство наступает только в отношении таких зарегистрированных юридических лиц, в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юридическими лицами;
- солидарная ответственность лиц, недобросовестно способствовавших принятию признанного судом недействительным решения о реорганизации перед участниками реорганизованного юридического лица, голосовавшими против принятия решения о реорганизации или не принимавшими участия в голосовании, а также кредиторами реорганизованного юридического лица. Солидарно с данными лицами, недобросовестно способствовавшими принятию решения о реорганизации, отвечают юридические лица, созданные в результате реорганизации на основании указанного решения;
- если решение о реорганизации юридического лица принималось коллегиальным органом, солидарная ответственность возлагается на членов этого органа, голосовавших за принятие соответствующего решения.
Для участников корпораций законодатель предусмотрел возможность требовать признания реорганизации несостоявшейся. В ст. 60.2 ГК РФ подробно описываются, кто может обратиться с таким требованием, по каким основаниям, последствия признания реорганизации корпорации несостоявшейся.
Изменения коснулись также и порядка ликвидации. Теперь, согласно ст. 64.1 ГК РФ, кредитор, в удовлетворении требований которого ликвидационная комиссия отказала или уклонилась от их рассмотрения вправе до утверждения ликвидационного баланса, обратиться с иском в суд к ликвидируемому юридическому лицу.
В случае, если суд сочтет требования кредитора обоснованными и подлежащими удовлетворению, кредитору присуждаются выплаты в порядке очередности, предусмотренной положениями ст. 64 ГК РФ. При этом члены ликвидационной комиссии (ликвидаторы) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ.
На сегодняшний день изменения коснулись только Гражданского кодекса РФ и миновали ФЗ «Об акционерных обществах» и Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». В ближайшее время следует ожидать внесения поправок и в вышеназванные нормативно-правовые акты, конкретизирующих и дополняющих ФЗ № 99-ФЗ от 05.05.14 г.
Это лишь небольшая часть тех изменений, которые в настоящий момент уже вступили в действие, однако нельзя недооценивать их роль в современном гражданском законодательстве. С принятием новых поправок в ГК РФ для многих юридических лиц возникнет необходимость внесения изменений в учредительные документы, приведение их в соответствие с действующим законодательством.
Все мы прекрасно знаем, что для решения подобных вопросов необходимо наличие профессиональных познаний в области юриспруденции и опыта работы в сфере корпоративного права. Команда наших специалистов всегда рада Вам помочь в решении любых вопросов в области корпоративного обслуживания, сопровождения бизнеса, представительства интересов в судах и иных государственных органах, оформления прав на недвижимое имущество и сопровождению сделок с ним, защите прав собственников, а также во многих других правовых областях.
С уважением к Вам и Вашему делу,
коллектив ООО «ЮДИТ консалт».