Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Продажа бизнеса в России: некоторые нюансы, которые следует знать
Продажа бизнеса, особенно в России – дело достаточно сложное и кропотливое, требующее приложения некоторых усилий и учета отдельных нюансов. Несмотря на то, что всегда найдутся желающие купить готовый бизнес, сама продажа может сильно затянуться во времени и принести прибыль гораздо меньше ожидаемой. Что нужно сделать собственнику, который собрался продавать свою компанию?
В первую очередь – соблюдать «режим секретности» и по возможности проводить продажу без излишней публичности. Поскольку заранее неизвестно, как могут на продажу отреагировать заинтересованные лица и к каким последствиям это приведет, лучше не разглашать заранее ни своих намерений, но подробностей предстоящей сделки.
Продажа бизнеса от собственника: как оценить стоимость?
В случае, когда производится продажа бизнеса от собственника, особенно если речь идет о малом бизнесе, обращаться к специалисту в сфере оценки стоимости компаний не всегда целесообразно. Во-первых, это достаточно дорого для небольшой компании, во-вторых, объективная и подробная оценка требует длительного времени – которого у собственника, желающего выставить бизнес на продажу срочно, может и не быть.
Можно определить примерную цену самостоятельно, руководствуясь в первую очередь двумя критериями: стоимостью чистых активов компании и средним размером ее годовой прибыли. «Классический» метод экспресс-оценки предлагает формировать цену компании из цены чистых активов плюс сумма, равная размеру прибыли за один год. Главное правило при оценке бизнеса – не завышать цену выше адекватного уровня. Если собственник ставит цену выше в надежде потом «поторговаться» или снизить, если е поступит предложений о покупке в течение определенного срока, он может серьезно просчитаться. Продажа «зависнет», а сам собственник получит репутацию недобросовестного продавца, пытающегося продать компанию гораздо дороже ее реальной стоимости.
Активы юрлица
Продажа действующего бизнеса – это, по сути, продажа юрлица либо определенной доли в нем. А поскольку юрлицо может быть собственником недвижимого и движимого имущества, товарных знаков, интеллектуальной собственности и других активов, все они должны быть учтены и в договоре купли-продажи прописаны условия их передачи либо передачи задолженности по такому имуществу.
При покупке-продаже бизнеса очень важно зафиксировать в письменном виде все активы компании, все виды задолженностей и точные их размеры. В дальнейшем при выявлении кредиторской задолженности, не указанной в договоре, покупатель будет иметь право расторгнуть сделку либо привлечь к погашению задолженности предыдущего собственника.
См. также: